2019-03-14

Судебная коллегия ВС РФ разъяснила вопросы правопреемства

       Как сообщалось ранее (http://nostroy.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=10821), 21 февраля 2019 года Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации удовлетворена кассационная жалоба Ассоциации «Национальное объединение строителей» по делу № А40-56088/2017. Судебная коллегия Верховного Суда признала отсутствие оснований для процессуального правопреемства НОСТРОЙ по обязательствам СРО.
       27 февраля 2019 года изготовлено и размещено в картотеке арбитражных дел определение в полном объеме.
Судебная коллегия отметила, что перемена лиц в обязательстве может быть результатом общего (универсального) правопреемства, в результате которого все права и обязанности лица, возникшие в силу различных оснований, переходят к другому лицу или лицам. Универсальное правопреемство имеет место в случаях, прямо указанных в законе. Основаниями универсального правопреемства являются смерть гражданина (или вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим), а также прекращение юридического лица в результате реорганизации.
       При этом, как указала судебная коллегия, из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что к Национальному объединению саморегулируемых организаций переходят все права и обязанности исключенной из госреестра саморегулируемой организации и, следовательно, оно не может быть признано универсальным правопреемником такой саморегулируемой организации и отвечать перед ее кредиторами полностью и своим имуществом.
       Также процессуальное правопреемство возможно в случае единичного (сингулярного) правопреемства, правопреемства в отдельном правоотношении. Правопреемство в таком случае возможно, когда по закону допускается переход отдельных субъективных прав (переход прав собственности, уступка требования, перевод долга).
       Как отметил суд, Национальное объединение саморегулируемых организаций не является правопреемником исключенной из госреестра саморегулируемой организации в отдельном правоотношении, поскольку денежные средства компенсационного фонда поступают на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций в силу закона, и у такого объединения отсутствует право отказать исключенной из реестра саморегулируемой организации в их зачислении, а также использовать поступившие денежные средства в иных целях, кроме тех, которые прямо предусмотрены частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в нарушение порядка, установленного приказом Минстроя России № 643/пр (пункты 11 и 15), что свидетельствует о возникновении новых правоотношений, имеющих самостоятельное основание.
       Кроме того, размер обязательства по перечислению средств на счета саморегулируемых организаций, в члены которых приняты члены исключенной из реестра саморегулируемой организации, не может превышать размер средств, фактически поступивших на счет Национального объединения саморегулируемых организаций. При ином подходе обязанность по перечислению таких средств за счет имущества самого Национального объединения саморегулируемых организаций будет фактически носить характер субсидиарной ответственности по обязательству исключенной организации, в то время как такая ответственность должна быть прямо предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства (пункт 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).
       Обращаем внимание строительных организаций на то, что некоторые представители юридических консалтинговых компаний по-прежнему убеждают строительные компании, несмотря на сложившуюся судебную практику, подавать заявления о процессуальном правопреемстве на Ассоциацию «Национальное объединение строителей», вводя тем самым их в заблуждение о возможности положительного исхода дела по указанному вопросу.



2024-04-12:
Изменены правила коммунальной услуги по электроснабжению, установке и замене счетчиков

2024-04-01:
Стоимость квадратного метра жилого помещения на II квартал 2024 года

2024-03-29:
Сокращен перечень документов для получения технических условий

2024-03-25:
Постановлением Правительства №330 от 19.03.2024 года сокращено количество предоставляемых документов для технологического присоединения объектов к электросетям

2024-03-22:
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемых организаций, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

2024-03-20:
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.02.2024 № 80/пр "Об установлении в 2024 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов ..."

2024-03-15:
2 апреля 2024 года в 11.00 состоится Общее собрание членов Ассоциации СРО «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ»

2024-03-12:
На портале правовой информации опубликовано Письмо Минстроя России №10046-СМ/08 от 22.02.2024 «По вопросу продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации»

2024-02-28:
С 1 марта 2024г. вступает в силу новый межгосударственный стандарт ГОСТ 33100-2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог»

2024-02-21:
О затратах на функцию технического заказчика



тел. (3842) 45-47-80, факс (3842) 45-47-81
Ассоциация СРО "ГЛАВКУЗБАССТРОЙ", г. Кемерово, 2009-2024

обновлено: 15 апреля 2024г.